Ко мне обратилась компания, которая занимается разработкой сайтов для бизнеса. Продвижение у них услуга второстепенная, поэтому для создания контент-плана понадобился специалист на аутсорсинге. Начали сотрудничество с одной тестовой услуги – подобрать темы статей на тему настройки аналитики через Tag Manager.
Табл. 1. Изначальное семантическое ядро (регион продвижения «Россия»):
Все, навскидку, правильно. Коммерческие фразы соответствуют сформированному спросу. Только продавать услугу у агентства не получается. Причина видна без аудита: частотность у ключевых слов низкая. Здесь даже ТОП-1 не спасет. Не меньше 50% трафика заберет рекламная выдача. Сайту в органической выдаче остаются «слезы». Тем более, они учитывали только общую частоту, вместе со всевозможными хвостами, а использовали фактически «маски ключей».
Если при проверке статистики использовать кавычки, выясняем, что запросы то «нулевые». Поискового трафика от них не дождешься, поэтому решили составить контент-план по тематике и написать несколько статей. Часть разместить на собственном сайте, а остатки на сторонних блогах. Заодно и прокачать ссылочный профиль. С этого началось наше сотрудничество.
Почему контент-план начинается со сбора семантики
На самом деле никого не интересуют слова, по которым предстоит писать тексты. Бизнесу нужны посетители, конвертируемые в лиды. Семантическое ядро здесь выступает в роли наживки, маркера для поисковой системы, что на конкретном сайте есть информация по запросу. Только при условии «правильного» восприятия Яндексом и Google удастся быть увиденным представителями целевой аудитории.
За основу взяли краткое название сервиса «Google Tag Manager». Начинать всегда рекомендуется с максимально частотных ключевых фраз. Мало востребованные варианты пускать в работу не стали, заказчику была важна скорость исполнения. Так, варианты «таг, тэг, манагер» из выборки выпали. Их общая частотность не превышает сотни запросов в месяц, поэтому особой роли это не сыграет.
Табл. 2. Маски для парсинга
Заметно, что хвосты забирают изрядную долю показов. Нужен общий список существующих слов, чтобы на его основе составить контент-план. Встречается два варианта – много однотипных фраз, из-за чего приходиться писать лонгриды, или большое количество небольших групп под короткие тексты с узкой тематикой. Чаще получаем решение, совмещающее оба случая. Остается дождаться завершения парсинга. Выбор между ручным и автоматизированным сбором очевиден.
Вручную удастся лишь подобрать общий список, разбить его по составу (при помощи Excel). Но для контент-плана нужно учесть интент по каждому запросу, определить лидеров выдачи, чтобы было у кого «подсмотреть» темы и содержание статей. Решение объяснимо: раз поисковая система поместила страницы в ТОП-10, значит, они качественные, надо брать пример с них.
Как удалось ускорить сбор семантики для контент-плана
Рецепт №1 для быстрого сбора семантического ядра – Кей Коллектор с подключенным сервисом анти-капчи и прокси-серверами. Ручная работа на старте ограничилась внесением списка масок. Все остальное программа сделала «за нас». Подключиться придется при формировании списка статей, из которых будет состоять контент-план.
Перечень работ:
- Парсинг левой колонки Вордстата по маскам с глубиной 1.
- Парсинг поисковых подсказок и похожих запросов (также по маскам).
- Сбор общей частности по всему списку.
- Сбор данных по ТОП-10 поисковой выдаче Яндекса.
- Группировка фраз с учетом состава и топовых сайтов.
По результатам парсинга получили 1844 запроса. В перечень вошли не только всевозможные хвосты и вариации наименования (кстати, сочетание «таг менеджер» все-таки попало в выборку, хотя мы его не включали в список). Перечень содержит еще и другие тематические словосочетания без включения маски. Если попробовать сформировать группы сразу, увидим, что в них полно «мусора» вроде «скачать книгу по настройке Tag Manager».
Поэтому проводим ручную чистку от мусора:
- Запросы, не включающие ни одного слова из выбранных масок.
- Неявные дубли и фразы, где присутствуют повторы слов.
- Ключи со специальными символами (двоеточие, слеш и пр.).
- Словосочетания с цифрами и целиком состоящие из латиницы.
Остается удалить пункты с нулевой частотностью, вручную почистить те, где присутствуют буквы английского алфавита. Результат – осталось всего 454 запроса. Среди них наверняка еще найдется мусор, с «левым» интентом, но задача состоит в максимально быстром составлении контент-плана. Так что формируем группы по этому списку. Чистить продолжим в процессе формирования ядра на каждую отдельную статью.
Каким получился контент-план
В итоге краткого (на подробное никто времени не давал) изучения интента сформированных групп получили 44 статьи с уникальным заголовком. Если даже часть тем клиент впоследствии объединит, контент-плана, выполненного в экспресс-режиме, хватит на месяц ежедневных публикаций. Пусть многие запросы имеют низкую или нулевую частотность, если учитывать кавычки, зато появился инструмент для прокачки пользовательских факторов.
Основные этапы:
- Составил список статей-лонгридов. Релевантной семантики хватило на десяток текстов.
- Выбрал темы для текстов длиной 2-4 тысячи знаков, по более узким вопросам.
- Остатки раскидал вручную по релевантности состава фраз.
В процессе осталось «всего» 309 ключей. Остальные так или иначе оказались нерелевантными по интенту, хотя и содержали слова из масок. Вычищал лишнее без сожаления, потому что наиболее частотные и смысловые фразы попали в контент-план на первом этапе. Еще осталось решить, какие статьи попадут в блог клиента, а что опубликовать на сторонних сайтах.
Моя рекомендация – статьи по наиболее частотным ключевым фразам разместить на собственном ресурсе в разделе «Блог». Низкочастотные же словосочетания и группы с небольшим количеством слов в «FAQ». На ссылочную массу лучше сделать «уникальные дубли» статей. Тогда созданный контент-план начнет работать в полную силу.
Заинтересовал подход к раскрутке сайта? Пишите-звоните на телефон, WhatsApp 8(983)350-21-50. Пообщаемся, объективно посмотрим на ваш ресурс глазами «постороннего». И сделаем обоснованные выводы – есть ли смысл что-то менять, а если есть, то чем стоит заняться в ближайшее время. Ну и смету на сбор-кластеризацию семантики, написание контента набросаем-согласуем.