Существует целых два аргументированных мнения – писать или нет сопроводительное письмо к резюме. Одни утверждают, что достаточно изложить информацию о предыдущем опыте. Вторые же настаивают: писать надо 100%, без вариантов. Даже тех работодателям, кто его не запрашивает как обязательную часть знакомства с претендентом на вакансию.
И вот почему. Сопроводительное письмо – это анонс резюме. Оно сродни приветствию, когда речь идет о собеседовании. Сразу отмечу о популярной ошибке «вкратце дублировать резюме». Нельзя так делать. Сопроводительное письмо нацелено на будущее сотрудничество, поэтому в нем пишут о планах, ожиданиях, но никак не о прошлом и настоящем.
Правила написания сопроводительных писем
Первое, ради чего стоит вообще использовать такую опцию, это отстройка от конкурентов. Все, кто проигнорировал «сопроводиловку», уже оказываются на позицию ниже. И это круто. Плюс письмо покажет осознанную мотивацию сделать отклик, пояснит причину. Последнее особенно важно при обращении на вакансию, если ближайший опыт не совсем релевантный требованиям.
Рекомендую включить в сопроводительное письмо ответы на вопросы:
- Почему обратился именно в эту компанию?
- Почему тем стоит обратить внимание на твою персону?
- Что получит работодатель при найме именно тебя?
Предпочтительно сохранить предложенную последовательность. И разбить свое письмо на такие же блоки. Тогда HR-специалисту будет достаточно пробежаться «по диагонали», чтобы понять, а стоит ли вообще связываться с откликнувшимся. Четкая логическая структура текста работает четко и всегда, это покажет, насколько кратко и лаконично ты умеешь излагать мысли.
Ошибки при написании сопроводительного письма к резюме
Теперь об ошибках. Основную мы уже разобрали – это когда соискатель игнорирует необходимость сопроводительного письма. Встречаются «косяки» и при написании. Один чуть выше уже затронули (когда дублируют резюме). Это будет, как говорят, в копирайтинге «вода», ее лучше избегать, чтобы не показаться занудой или вообще тупым как валенок.
Типовые ошибки:
- Большой объем текста. Посмотрите на ситуацию реально: никто не будет вчитываться в «портянку», ее просто проигнорируют. Максимальный размер сопроводительного письма составляет 1 лист формата А4. Тогда его будет удобно распечатать на бумаге и изучить, если в начале было «нечто» цепляющее внимание.
- Фокусировка на себе, а не на компании. О себе вы уже рассказали в резюме. Теперь стоит уделить внимание будущему работодателю. Но во всем нужна мера, так и здесь важно все обернуть так, чтобы не зацикливаться на фирме. Скорее уместен баланс между «я» и «мы», когда соискатель как бы намекает на общее будущее.
- Шаблонные фразы и клише. Никаких «стрессоустойчивости» и «коммуникабельности» в сопроводительном письме. Оптимально писать своими словами, тем сленгом, каким будете разговаривать на собеседовании. Тогда не возникнет разрыва шаблонов, если вместо поэта HR увидит братишку с района.
- Грамматические ошибки. Вот здесь есть смысл привлечь стороннего специалиста, чтобы «вылизать» текст сопроводиловки. И показать будущему работодателю свою грамотность (работает независимо от смысла, содержания письма).
- Канцеляриты. Нет смысла превращать обращение к HR-специалисту в бюрократический и малоинформативный документ. Фразы вроде «на данный момент», «имею тенденцию» и пр. только разрушат итак еще слабую заинтересованность в кандидатуре соискателя. Будьте проще – «хочу сменить род деятельности, потому что мне стала интересна сфера, указанная в вакансии».
Обязательно продумайте структуру. Никто сейчас не читает «простыни», в них сложно найти суть, основную мысль. Рекомендую делать небольшие абзацы, списки, применять подзаголовки. Все, как в тексте для сайта или соц. сети. Перечисленные ошибки обычно имеют одну причину – письмо писали наспех, буквально на момент отправки резюме. Иногда даже с телефона, промеж дел.
Рекомендации по написанию сопроводительных писем
Просто приведу список интересных мыслей, которые помогут создать уникальное, привлекательное сопроводительное письмо.
- Всегда обращайтесь адресно. Сейчас многие HR указывают свои ФИО под вакансией, тогда вы повысите шансы на рассмотрение своей кандидатуры.
- Пишите по-человечески. Ни к чему сыпать специфическими терминами и аббревиатурами. Не всегда HR глубоко вникают должность, их задача выбрать тех, кого будет собеседовать, например, начальник отдела разработки.
- Подавайте информацию последовательно, с сохранением смысла перехода на другую мысль вплоть до перехода «а теперь смотрите резюме».
- Посмотрите, что пишут о потенциальном работодателе. Будет уместным упомянуть желание поработать вместе над конкретным проектом, о котором узнали в сети.
- Всегда интересно читать короткие истории: успеха, опыта, наполненные эмоциями, иногда чуть сарказмом.
- Перед отправкой шаблонной сопроводиловки проанализируйте насколько она совпадает с текстом вакансии, возможно, ее лучше чуть изменить.
- Хорошо работает схема зеркалирования, когда соискатель пишет только о том своем опыте, который актуален работодателю, судя по тексту вакансии (с цифрами, фактами).
Используйте четкие и убедительные аргументы с привязкой к деятельности компании. Этим вы покажете, что изучили вакансию вдоль и поперек. Будет нелишним применить методику согласия с «проблемой HR-специалиста». Мол, понимаю, как трудно найти идеального исполнителя, сразу же готового работать на 100%. И отметить свои успехи на прежних местах, стремление учиться дальше и приносить пользу работодателю.
Выводы
Теперь вкратце о наиболее важном. Избегайте в сопроводительном письме спама и пафосных заявлений. В нем уместны цифры, факты, любые объективные доказательства вашего успеха (лучше по профилю работодателя). Немного эмоций при изложении позволит запомниться на фоне других соискателей. Главное, не ругать прежних работодателей.