Существует целых два аргументированных мнения – писать или нет сопроводительное письмо к резюме. Одни утверждают, что достаточно изложить информацию о предыдущем опыте. Вторые же настаивают: писать надо 100%, без вариантов. Даже тех работодателям, кто его не запрашивает как обязательную часть знакомства с претендентом на вакансию.

И вот почему. Сопроводительное письмо – это анонс резюме. Оно сродни приветствию, когда речь идет о собеседовании. Сразу отмечу о популярной ошибке «вкратце дублировать резюме». Нельзя так делать. Сопроводительное письмо нацелено на будущее сотрудничество, поэтому в нем пишут о планах, ожиданиях, но никак не о прошлом и настоящем.

Правила написания сопроводительных писем

Первое, ради чего стоит вообще использовать такую опцию, это отстройка от конкурентов. Все, кто проигнорировал «сопроводиловку», уже оказываются на позицию ниже. И это круто. Плюс письмо покажет осознанную мотивацию сделать отклик, пояснит причину. Последнее особенно важно при обращении на вакансию, если ближайший опыт не совсем релевантный требованиям.

Рекомендую включить в сопроводительное письмо ответы на вопросы:

  1. Почему обратился именно в эту компанию?
  2. Почему тем стоит обратить внимание на твою персону?
  3. Что получит работодатель при найме именно тебя?

Предпочтительно сохранить предложенную последовательность. И разбить свое письмо на такие же блоки. Тогда HR-специалисту будет достаточно пробежаться «по диагонали», чтобы понять, а стоит ли вообще связываться с откликнувшимся. Четкая логическая структура текста работает четко и всегда, это покажет, насколько кратко и лаконично ты умеешь излагать мысли.

Ошибки при написании сопроводительного письма к резюме

Теперь об ошибках. Основную мы уже разобрали – это когда соискатель игнорирует необходимость сопроводительного письма. Встречаются «косяки» и при написании. Один чуть выше уже затронули (когда дублируют резюме). Это будет, как говорят, в копирайтинге «вода», ее лучше избегать, чтобы не показаться занудой или вообще тупым как валенок.

Типовые ошибки:

  1. Большой объем текста. Посмотрите на ситуацию реально: никто не будет вчитываться в «портянку», ее просто проигнорируют. Максимальный размер сопроводительного письма составляет 1 лист формата А4. Тогда его будет удобно распечатать на бумаге и изучить, если в начале было «нечто» цепляющее внимание.
  2. Фокусировка на себе, а не на компании. О себе вы уже рассказали в резюме. Теперь стоит уделить внимание будущему работодателю. Но во всем нужна мера, так и здесь важно все обернуть так, чтобы не зацикливаться на фирме. Скорее уместен баланс между «я» и «мы», когда соискатель как бы намекает на общее будущее.
  3. Шаблонные фразы и клише. Никаких «стрессоустойчивости» и «коммуникабельности» в сопроводительном письме. Оптимально писать своими словами, тем сленгом, каким будете разговаривать на собеседовании. Тогда не возникнет разрыва шаблонов, если вместо поэта HR увидит братишку с района.
  4. Грамматические ошибки. Вот здесь есть смысл привлечь стороннего специалиста, чтобы «вылизать» текст сопроводиловки. И показать будущему работодателю свою грамотность (работает независимо от смысла, содержания письма).
  5. Канцеляриты. Нет смысла превращать обращение к HR-специалисту в бюрократический и малоинформативный документ. Фразы вроде «на данный момент», «имею тенденцию» и пр. только разрушат итак еще слабую заинтересованность в кандидатуре соискателя. Будьте проще – «хочу сменить род деятельности, потому что мне стала интересна сфера, указанная в вакансии».

Обязательно продумайте структуру. Никто сейчас не читает «простыни», в них сложно найти суть, основную мысль. Рекомендую делать небольшие абзацы, списки, применять подзаголовки. Все, как в тексте для сайта или соц. сети. Перечисленные ошибки обычно имеют одну причину – письмо писали наспех, буквально на момент отправки резюме. Иногда даже с телефона, промеж дел.

Рекомендации по написанию сопроводительных писем

Просто приведу список интересных мыслей, которые помогут создать уникальное, привлекательное сопроводительное письмо.

  1. Всегда обращайтесь адресно. Сейчас многие HR указывают свои ФИО под вакансией, тогда вы повысите шансы на рассмотрение своей кандидатуры.
  2. Пишите по-человечески. Ни к чему сыпать специфическими терминами и аббревиатурами. Не всегда HR глубоко вникают должность, их задача выбрать тех, кого будет собеседовать, например, начальник отдела разработки.
  3. Подавайте информацию последовательно, с сохранением смысла перехода на другую мысль вплоть до перехода «а теперь смотрите резюме».
  4. Посмотрите, что пишут о потенциальном работодателе. Будет уместным упомянуть желание поработать вместе над конкретным проектом, о котором узнали в сети.
  5. Всегда интересно читать короткие истории: успеха, опыта, наполненные эмоциями, иногда чуть сарказмом.
  6. Перед отправкой шаблонной сопроводиловки проанализируйте насколько она совпадает с текстом вакансии, возможно, ее лучше чуть изменить.
  7. Хорошо работает схема зеркалирования, когда соискатель пишет только о том своем опыте, который актуален работодателю, судя по тексту вакансии (с цифрами, фактами).

Используйте четкие и убедительные аргументы с привязкой к деятельности компании. Этим вы покажете, что изучили вакансию вдоль и поперек. Будет нелишним применить методику согласия с «проблемой HR-специалиста». Мол, понимаю, как трудно найти идеального исполнителя, сразу же готового работать на 100%. И отметить свои успехи на прежних местах, стремление учиться дальше и приносить пользу работодателю.

Выводы

Теперь вкратце о наиболее важном. Избегайте в сопроводительном письме спама и пафосных заявлений. В нем уместны цифры, факты, любые объективные доказательства вашего успеха (лучше по профилю работодателя). Немного эмоций при изложении позволит запомниться на фоне других соискателей. Главное, не ругать прежних работодателей.